Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья по национальным группам, 1993—1999 гг. 

 

199411995119961997       1998       1999I2000  

 

Русские 1993 — 21,3 тыс. 18,7%; 1994 — 24,1 тыс. 22,8%; 1995 — 28,8 тыс. 26,1% 1996 — 29,2 тыс. 29,5%; 1997 — 29,8 тыс. 35,3%; 1998 — 29,3 тыс. 36,4%; 1999 — 34,5 тыс. 40,4%; 2000 — 25,8 тыс. 41,5%.  

 

Немцы   1993 — 47,5 тыс. 41,7%; 1994 — 47,1 тыс. 44,6%; 1995 — 51,3 тыс. 46,5%; 1996 — 38,6 тыс. 39,1%; 1997 — 30,0 тыс. 35,5%; 1998 -28,3 тыс. 35,2%; 1999 — 28,0 тыс. 32,8%; 2000 — 22,6 тыс. 36,2%. 

 

Евреи   1993 — 14,0 тыс. 12,4%; 1994 — 13,6 тыс. 12,8%; 1995 — 12,8 тыс. 11,6%; 1996 — 12,5 тыс. 12,6%; 1997 — 9,5 тыс. 11,4%; 1998 -    7,3 тыс. 9,3%; 1999 — 9,0 тыс. 10,7%; 2000 — 4,5 тыс. 7,2%.  

 

Другие  1993 — 31,0 27,2; 1994 — 20,6  19,8; 1995 — 17,4 15,8; 1996 — 18,3  17,8; 1997 — 15,1 17,8; 1998 — 15,4 19,1; 1999 — 13,8 16,1; 2000 — 9,4 19,1. 

 

Всего   113,8 100,0 /105,4 100,0/ 110,3 100,0/ 98,5 100,0/ 84,4 100,0/ 80,3 100,0/ 85,3 100,0/ 62,3 104,0/ 

 

Источники: Демографический ежегодник России. 1998. М., 1999.  

Численность и миграция населения в Российской Федерации в 1999 г. М.: Госкомстат, 2000. 

 

 

Репатриация В Израиль -1989-2003

Год

Число репатриантов

в процентах

1989

24,300

2.1%

1990

200,170

17.4%

1991

176,650

15.4%

1992

77,350

6.7%

1993

77,860

6.8%

1994

80,810

7.0%

1995

77,660

6.8%

1996

72,180

6.3%

1997

67,990

5.9%

1998

58,500

5.1%

1999

78,400

6.8%

2000

61,542

5.4%

2001

44,633

3.9%

2002

35,168

3.1%

2003

15,123

1.3%

всего

1,148,336

100.0%

 

 

 

Эксклюзивное интервью с Элиэзером Фельдманом, ведущим социологом на «русской» улице Израиля, содиректором национального Института исследования алии

Беседовал Михаил ЭДИЧ (Новое русское слово – Russian Daily от 10.09.2002)

С каждым годом фраза Шимона Переса, который, проиграв выборы Биньямину Нетаниягу, заявил, что евреи победили израильтян, звучит злободневнее. Коренные израильтяне с тоской вспоминают приезд репатриантов из СССР 70-х годов. Эти новоселы были готовы 25 часов в сутки вариться в плавильном котле абсорбции, чтобы стать подлинными израильтянами. Прошлое, галутное прошлое, тяготило их. И репатриантам 70-х таки удалось стать органичной частью израильского общества. Они "не качали права", как репатрианты 90-х, которые устами своего депутата в Кнессете предложили сделать русский язык государственным.

Получив "удобное во всех отношениях" пополнение в лице новых израильтян 70-х годов, власти Израиля (не без помощи Соединенных Штатов) добились от Москвы, как советской, так и постсоветской, разрешения на свободный выезд евреев за рубеж. И получили алию 90-х, Большую алию — "русский" миллион. А с ним и... "русскую" автономию. Причем настолько самодостаточную, что она уже не довольствуется открытием своих магазинов ширпотреба и продуктов питания, своими адвокатскими конторами и медицинскими офисами, своими концертными площадками и органами массовой информации, а пошла во власть, делегировав в муниципалитеты, правительство и Кнессет своих "слуг народа".

"Русский" миллион на наших глазах стал политической силой в Израиле, а коли так, то и объектом самого пристального изучения. При этом репатриация продолжается — с 1998 года Израиль принял еще 100000 новоселов из постсоветских республик. И глава правительства Ариэль Шарон не устает повторять, что стране нужен еще один миллион новых жителей. И привезти их он намерен из тех же постсоветских городов и деревень.

Репатрианты, убежден Шарон, - это благо для Израиля. Но не все в правительственной коалиции разделяют точку зрения премьер-министра. В противном случае в стенах Кнессета не вспыхивали бы баталии, когда обсуждается 3акон о возвращении. В частности, министр МВД Эли Ишай, он же глава ультраортодоксальной партии ШАС, третьей по значимости партии Израиля, видит в репатриантах реальную угрозу не только иудаизму, но и еврейскому характеру государства.

Сегодня в "Еврейских диалогах" принимает участие уже хорошо знакомый читателям НРСлова социолог Элиэзер Фельдман.

— Уважаемый Элиэзер, страна, в которой вы живете, упорно стремится стать моноэтнической, но мне лично кажется, что "поезд ушел"... Израильтяне привычно произносят: "Мы — единый народ", но израильская действительность опровергает это утверждение. Налицо конфликт интересов...

— Дело в том, уважаемый Михаил, что на протяжении последних нескольких десятков лет теория "плавильного котла", которая, вероятно, была заимствована у Соединенных Штатов Америки, уступила место теории культурного самоопределения.

— Но ведь началось это в Израиле не с "наших"...

— Вы правы, началось это не с русскоязычных, а с репатриантов из стран Северной Африки. Именно они потребовали культурной и религиозной самостоятельности.

— Есть смысл сфокусировать внимание наших читателей на том, что происходило в этой общине, ибо она стала примером и для "русской" улицы. Я бы даже рискнул сказать, что "марокканцы" противопоставили себя ашкеназийской общине.

— Я бы не подписался под этим выводом, — неизвестно, кто кому себя противопоставил. Так уж произошло, что евреи жили в разных государствах, на разных материках, поддерживая ограниченные связи только на уровне талмудистов. Вот и появились в религии течения сефардов и ашкенази. Чтобы народ не раскололся, это разделение было принято как данность, и в дальнейшем евреи следовали духовным учителям в русле этих двух течений. Сефардские евреи — это, в основном, выходцы из стран Магриба. Ашкенази — из Германии, откуда они расселились по странам Восточной Европы. Сформировались две культуры: сефардская и ашкеназийская. И это потребовало ввести в Израиле должности двух главных раввинов. Но на этом дробление не закончилось, хотя вряд ли есть необходимость нагружать читателей НРСлова подробностями деления на реформистов, консерваторов и т.д.

— Тогда выйдем на "русскую" улицу 70-х годов...

— В 70-х годах государство было еще сильным в культурном плане, оно было способно на культурную экспансию и требовало, чтобы каждый еврей, из какой бы страны он ни репатриировался, заговорил на иврите, — который, напомню, в свое время фактически одержал победу над языком идиш. В итоге возникла ситуация, когда евреи из разных стран приняли одну культуру, отказавшись от культуры стран исхода и, соответственно, языка. Но, начиная с 70-х, а тем более с 80-х годов, сефарды из Ирака, из Ирана запротестовали, — они не желали отказываться от своего багажа культуры, от духовного наследия предков. Они стали бороться за культурную самостоятельность. И в эти же 70-е годы достаточно большая алия из СССР и огромная алия из Румынии выразили желание стать 100-процентными израильтянами, новыми израильтянами. Совершенно иначе повела себя Большая алия 90-х годов из СССР-СНГ-Балтии. Примером для этих "русских" стали, как ни странно, "марокканцы", то есть сирийские, иранские, иракские, ливанские, марокканские евреи. Их культурная автономия подсказала "русским" путь к автономизации, в рамках которой они хотели пребывать в Израиле.

— Сколько же сейчас в стране русскоязычных и сколько русскоязычных евреев?

— Русскоязычных в Израиле 936 тысяч — тех, что приехали, начиная с 1989 года. К ним можно отнести более 150 тысяч репатриантов 70-х годов и от 30 до 60 тысяч тех, кто приехал, начиная с 1948 года. То есть можно говорить более чем об одном миллионе ста тысячах. При этом следует иметь в виду, что 80-90 тысяч выехали из еврейской страны. Стало привычным говорить о "русском" миллионе, составившем Большую алию, но на самом деле миллион будет лишь в том случае, если присчитать и русскоязычных старожилов.

— Но я задал вам два вопроса: сколько русскоязычных израильтян и сколько русскоязычных евреев в стране?

— По закрытым, можно сказать, секретным данным, которые утекают в прессу, от 33 до 37 процентов не являются евреями по Галахе.

— И как же этот "русский" миллион плюс представлен в структурах израильской власти?

— Этот "русский" миллион плюс, который выстроил в Израиле себе "удобный дом", возводил его на пяти основаниях. Одно из них — политическое представительство русскоязычных репатриантов. При этом "русские" двинулись в трех направлениях: 13 депутатов в Кнессете; большой отряд — в муниципальных структурах (заместители мэров и один мэр в городе, в котором 70 процентов населения составляют "русские"); "русские" политические советники есть у всех практически лидеров Израиля, как бы лидеры эти ни относились к обитателям "русской" улицы. Даже в партии ШАС появился консультант по связям с "русскими".

— Некоторые из этих советников-консультантов уже встречались с нашими читателями на страницах НРСлова, — в частности Нелли Гутина из ШАСа, Бени Брискин из окружения Биньямина Нетаниягу, Софья Васильева из окружения Авигдора Либермана, Марк Барон из окружения Ариэля Шарона. Но давайте рассмотрим и другие основания "русского" дома, помимо политплатформы: культуру, прессу, образование и т.д.

— Главное — это платформа культуры, именно на ней возводится автономия, формируется общность, которая вызывает к жизни школы, газеты, радио, телевидение, театры, музыкальные ансамбли, лавки, наконец. То есть "русские" перешли к "Прагматичной изоляции".

— Не могу не вспомнить афоризм, прописавшийся в русскоязычном Бруклине: "Мы к ним, в их Америку, не ходим...". Вот и обитатели "русской" улицы к "ним", на ивритскую улицу, не ходят. Разумеется, я утрирую, но параллель провести можно.

— Другими словами, там, где это удобно, "русские" изолировались от израильского общества, а там, где израильтяне им нужны, "русские" успешно интегрировались в их среду.

— И как давно вы подметили этот "прагматизм"?

— Этому "прагматизму", я думаю, года два уже. И никаких поползновений к разрушению автономии не наблюдается. С точностью до наоборот: стены автономии выше, жизнь в ней разнообразнее, возникают новые институции, общественные и профессиональные союзы. На днях пришло сообщение о том, что один из российских вузов получил лицензию на право преподавать в Израиле на русском языке. Русскоязычная автономия в Израиле крепнет и развивается.

— И "давит" Израиль? — С одной стороны, бесспорно, обогащает, а с другой стороны — ведет вольный или невольный подкоп под национальный очаг, который с таким трудом сложили отцы-основатели по чертежам Теодора Герцля.

— Я как социолог, знакомый с объектом исследования изнутри, не могу сказать со всей определенностью: автономизация русскоязычных — это хорошо или плохо для Израиля. Когда я размышляю на эту тему перед израильской аудиторией, то начинаю на пятнадцатой, примерно, минуте улавливать панику в глазах слушателей. И это понятно — для Израиля как государства такая автономизация, конечно, не подарок. Израиль от подобной автономизации проигрывает как еврейское государство, теряет свою общую идентичность, распадается на десятки автономных сообществ. Возникает цепная реакция, когда автономизация одной общины влечет за собой автономизацию другой. Но при этом на индивидуальном уровне для каждого конкретного репатрианта это хорошо. Израильский парадокс: для государства — плохо, а для гражданина — хорошо. И так как Израиль государство демократическое и свободное, каждый в нем волен выбирать образ жизни: то ли пребывать в границах культурной автономии, то ли интегрироваться в израильское общество.

— Но ведь вы изучаете не конечный результат, а автономизацию в процессе, которая развивается up, чтобы пойти down...

— Перед обитателями "русской" улицы открываются возможности ассимиляции, то есть превращения в обычных израильтян, и пребывания в "гетто", к чему толкают "русских" их политики и газеты. Мы пытаемся держать руку на пульсе общины, чтобы не пропустить ни одно из изменений "милого лица"... Пока община настолько сильна, что противостоит как полной ассимиляции, так и полной геттоизации.

— Мне тоже захотелось стать прагматиком и спросить вас: сколько же лет отпущено "русской" автономии? Детей нынешних обитателей "русской" улицы вы выводите за скобки, но в моей памяти крепко засела фраза Яакова Кедми, бывшего начальника "Натива": Израиль будет существовать, если дети и внуки израильтян захотят в нем жить. Соответственно: "русская" улица будет существовать, если дети и внуки "русских" захотят на ней жить, а не переедут на ивритскую улицу...

— Этот процесс мы отслеживаем очень тщательно. Когда я подчеркиваю, что дети остаются за рамками наших исследований, — это не совсем так. Реально лишь те дети, которые приехали в Израиль в 10-15-летнем возрасте в 90-91-92 годах, на сегодняшний день полностью интегрировались в израильское общество. Тем не менее, "русская" улица укрепляется и за счет молодежи, которая великолепно говорит на иврите, успешно работает в израильских бизнесах, но... предпочитает слушать русскую музыку, ходить на русские дискотеки, создавать русские компании, в которые неохотно принимают ивритоязычных сверстников. Да и в армии уже формируются спецподразделения русскоязычных солдат. Видимо, и русскоязычные дети остаются в силу разных причин в русскоязычной автономии, от которой очень трудно оторваться. Мы даже ввели в оборот термин "корневые якоря", которые прочно цепляют человека. Я имею в виду телевидение, радио, газеты, среду родного языка и так далее. Когда Яаков Кедми говорит, что будущее Израиля зависит от выбора детей израильтян, он имеет в виду, во-первых, уедут ли они в Штаты или в Европу, а во-вторых, — станут ли они израильтянами или останутся "русскими", в лучшем случае — гибридами. Мне как социологу очень бы хотелось, чтобы израильское общество приступило к строительству единого общества.

— Только ли вам?.. А тем, кто раскручивал Большую алию, — неужели они не предвидели грозящей обществу разобщенности? Кстати, вы не ответили на вопрос, сколько лет отпущено автономии, но я повторю его в самом конце диалога.

— О'кей. Думаю, Израиль не предвидел такого поворота событий. Ведь старые схемы абсорбции сработали безотказно: репатрианты с высокой мотивацией к абсолютной интеграции укрепили израильское общество. Пример — алия 70-х годов. Но в 90-х годах опробованные схемы подвели: слишком велика была численность репатриантов и слишком мало труда приложили хозяева страны, чтобы их принять и абсорбировать. Когда за короткое время в Израиль прибыли более 350 тысяч "русских", государственный механизм интеграции стал давать сбои. До сего дня многие репатрианты тех лет не могут преодолеть языкового барьера. Тот же самый Яаков Кедми мне сказал, что он предупреждал правительство в лице премьер-министра Ицхака Шамира в 91-92 годах: алия будет многосоттысячной, но в Израиле готовились к приему 50-тысячного отряда евреев из СССР. Результат очевиден: государство вынудило русскоязычных евреев самоизолироваться, дабы сохранить свою "самостоятельность", свое "я".

— Русскоязычные евреи Америки и русскоязычные евреи Израиля — это родственные сообщества. Американские евреи, когда они выходили на демонстрации перед посольством СССР, требуя "Let my People go!", тоже, как и израильтяне, не ожидали, что "евреи молчания", если воспользоваться определением Эли Визеля, станут "евреями крика", то есть начнут теснить своих спонсоров в структурах самоуправления.

— Да, им трудно было предположить, что они вызывают своих конкурентов. В Израиле уже появляются провокации на этой почве — я имею в виду объединения типа Славянского союза, которые требуют не просто культурной, а национально-этнической автономии!.. В миллионной алии достаточно амбициозных личностей, чтобы возникли политическое представительство (от муниципалитетов до парламента) и сеть общественных объединений. Сегодня на "русской" улице действуют (или делают вид, что действуют!..) 540 общественных организаций, издается почти сотня газет на русском языке. На ивритской улице такого разнообразия нет. Свобода предпринимательства, демократизм раскрепостили русскоязычных евреев, которые, группируясь вокруг своих лидеров, реализуют свои планы.

— И чихают на "комплекс иностранца"...

— "Комплекс иностранца" ввела в оборот германский профессор Нелля Хрусталева. Эмигрант или репатриант подвержен целому шквалу шоков, которые чреваты "комплексом иностранца". В Израиле преодолеть его помогает "русским" культурная автономия. Репатрианты живут в... русскоязычном Израиле. Особенно репатрианты последних волн. Если репатриантам 90-х пришлось засесть за учебник иврита, то нынешним он вроде бы ни к чему.

— А за кого голосует "русская" улица?

— Лаконично ответить трудно, но попытаюсь — за разные политические силы! Точнее, "русская" улица голосует не за партии, а за программы. Одни — за мир, другие — за безопасность страны, третьи — за социальную защиту. И у каждой группы уже есть свои представители в Кнессете. Авигдор Либерман представляет крайне правых. Натан Щаранский — умеренных. Роман Бронфман — крайне левых. Марина Солодкина, Софа Ландвер и другие требуют от государства дать общине то, что положено, а иногда и то, что ей хочется. Я предполагаю, что на ближайших выборах в Кнессет будет еще больше ходоков во власть от "русских" партий.

— То есть, партии Щаранского, несмотря на то, что она была первой, не удалось повести за собой большую часть "русской" улицы?

— Если бы это было так, то у партии Исраэль ба-алия было бы от 10 до 14 мандатов.

— Да, у них всего 4...

— Партия Щаранского была первой, она заложила фундамент "русской" автономизации, но стать представительницей интересов всей улицы ей не удалось.

— Обитатели "русской" улицы вольно или невольно перешли дорогу "марокканцам" — эхо баталий в Кнессете можно услышать даже у нас, на берегах Гудзона, В частности, эхо схватки вокруг поправок к Закону о возвращении, предложенных сефардской партией ШАС.

— У каждой израильской улицы свои интересы. Они, разумеется, сталкиваются. Но конфликты локальны. Общеизраильского конфликта "русских" и "марокканцев" в природе нет. Конфликтуют политические идеи. "Русские" в большинстве своем видят Израиль свободным демократическим государством, похожем на европейское. "Марокканцы" видят Израиль еврейским государством, в котором им жить максимально удобно. Этот конфликт используют политические деятели обеих сторон, что нашло отражение в борьбе вокруг поправок к Закону о возвращении. В Израиль, мол, приезжают все больше и больше неевреев, они открывают магазины с некошерными продуктами, вступают в смешанные браки, протаскивают идею полиэтнического государства для славян, арабов, евреев, черкесов, армян, грузин и так далее. Но, повторяю, конфликт идей не переходит в конфликт людей.

— Вы сказали приезжают "мол" все больше неевреев — не доверяете данным МВД?

— Сегодня в Израиль приезжают так мало репатриантов (за весь этот год — не более 15 тысяч), что процент неевреев вряд пи представляет угрозу существованию еврейской страны, а раз так, то зачем изменять Закон о возвращении!.. Если Закон все же изменят, то тем самым нанесут ущерб сионистскому характеру государства.

— За год приедут 15 тысяч, а Шарон и его возможный преемник Нетаниягу мечтают о втором миллионе "русских"...

— Сомнительный замысел — поток репатриантов из бывшего СССР иссяк. Постсоветские евреи обустраиваются на местах, чтобы вести жизнь типичной еврейской общины европейской страны, из которой процент репатриации крайне низок. МВД не очень рекламирует эти данные, но я вам скажу, что в нынешней алии на 60 процентов выше процент одиночек или семей, в которых один родитель. То есть, новая алия более маргинальна, чем предыдущая. Агенты Сохнута снимают последние "сливки" с еврейских общин СНГ. Ни о каком миллионе мечтать не приходится, если на постсоветском пространстве не произойдет нечто чрезвычайное, что приведет к последнему исходу, в котором будет 70 и больше процентов неевреев. И вот тогда-то возникнет подлинная угроза еврейскому характеру страны.

— Надеюсь, она не застанет правительственные структуры врасплох...

— Государственные мужи знали об этом давно. Агентство "Натив" еще в 88-89 годах сообщало, что процент смешанных браков на территории СССР составляет 60-62 процента. Но Израиль — государство одновременно и еврейское, и демократическое. Большинство населения с такой двойственностью смирилось, — только в таких условиях еврейский народ может сохраниться как еврейский. Но те израильтяне, для которых демократия важнее, лоббируют в пользу заключения — наравне с браками, освященными раввинами — гражданских браков. Хотя те, кто заключил гражданский брак (а равно их потомки), никогда в будущем не смогут сочетаться супружескими узами с людьми, рожденными от религиозного брака, если те не порвут с религией и не перейдут в категорию светских. Таким образом, помимо разделения на общины, произойдет еще одно разделение: на брачующихся по закону иудаизма и по гражданскому закону. Такое уже было в еврейской истории, и вряд ли повторение желательно.

— И последний вопрос: сколько лет отпущено русскоязычному Израилю?

— Мы считаем, что и следующее поколение русскоязычных репатриантов будет жить в культурной автономии, которая сохранится еще 50-60 лет.

Алия продолжается – несмотря ни на что

Шломо Громан, Марк Котлярский

12 Мая 2002

По данным Еврейского агентства (Сохнут), с 28 апреля по 4 мая 2002 года в Израиль репатриировалось 737 человек. В том числе из бывшего СССР приехали 480, из Эфиопии - 95, а остальные - из Аргентины, США, Франции, ЮАР, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, ЮАР, Колумбии, Перу, Чили и Уругвая.

С начала года репатриировались 9777 человек, в том числе 5791 из бывших республик Советского Союза. Помимо вышеперечисленных стран, свой вклад внесли Германия, Канада, Индия и Швеция. Причем алия из США увеличилась на 15% и составила 370 человек.
За первые четыре месяца 2002 года из бывшего СССР приехало в два раза меньше людей, чем за соответствующий период прошлого года. Уменьшения числа новых репатриантов оттуда следовало ожидать: чем больше евреев прибывает в Израиль, тем малочисленнее становится община, остающаяся в стране исхода. Сегодня в экс-СССР не более 400 тысяч евреев.

К 170 тысячам репатриантов, прибывших в Израиль из Союза в 1970-х годах, за последующий период прибавилось более 900 тысяч. В 1990 году приехало 185 тысяч человек (со всего мира - 200 тыс.), в 1991-м - 148 тысяч (176 тыс.), а с 1992-го по 2000-й число приехавших с “доисторической” колебалось между 46 тысячами в 1998 году и 68-ю в 1994-м (со всего мира - между 60 и 80 тысячами).

В 2001 году был зарегистрирован резкий спад - 33.763 человека (плюс к тому из других стран прибыло 9 тысяч репатриантов). Алия из всех стран снизилась по сравнению с 2000 годом на 17 тысяч, или на 28%.

Показатели 2001 года все же превышают среднегодовые показатели алии 80-х годов, когда в Израиль прибывало около 15 тысяч репатриантов в год. В 70-е годы - когда началась массовая алия из СССР - ежегодное пополнение составляло в среднем около 35 тысяч репатриантов.

Наивысший вклад в последнюю волну алии, начавшуюся в 1989 году, внесла Украина: оттуда прибыло 33% выходцев из бывшего СССР. Из Российской Федерации приехали 32%, из Узбекистана - 9%, из Белоруссии - 8%, из Молдавии - 6%, из Азербайджана - 4%, из Грузии - 2%.

Всего из экс-СССР с января 1989 года по апрель 2002-го в Израиль переехали 930 тысяч человек. К ним следует прибавить 47 тысяч евреев из Эфиопии, 33 тысячи - из США и Канады, 21 тысячу - из Франции, 15 тысяч - из Аргентины, 4 тысячи - из ЮАР...

Данные отдельно по 2001 году таковы: 14.028 репатриантов прибыли с Украины (в 2000 году - 20 тысяч), 10.849 - из РФ (в 2000-м - 19 тыс.), 2030 - из Узбекистана, 1988 - из Белоруссии, 989 - из Казахстана, 954 - из Молдавии, 743 - из Грузии, 668 - из стран Балтии, 612 - из Азербайджана, 275 - из Киргизии, 157 - из Туркмении, 101 - из Армении, 47 - из Таджикистана. Кроме того, из Эфиопии прибыли 3294 репатрианта, из Аргентины - 1400, из США - 1200, из Франции - 1000.


Выходцы из СССР в Израиле: цифры и факты

После “сабр” выходцы из экс-СССР являются второй группой населения Израиля по признаку страны рождения. За вычетом умерших численность этой алии приближается к 900 тысячам человек, то есть 14% населения нашей страны. Три четверти ее представителей признаны евреями, причем этот показатель относится ко всей их совокупности: среди репатриантов второй половины 1990-х гг. он не достигает и половины, а 2000-01 гг. - трети. По оценкам демографов, на “шестой части суши” осталось примерно 900 тысяч человек, подпадающих под Закон о возвращении, в том числе менее 400 тысяч галахических евреев, главным образом пожилых.

Распределение репатриантов, прибывших после 1989 года из экс-СССР, по городам Израиля (в тысячах человек по состоянию на конец 2000 г.): Хайфа - 58, Ашдод - 55, Беэр-Шева - 47, Бат-Ям - 37, Нетания - 34, Ришон ле-Цион и Тель-Авив - по 32, Петах-Тиква - 31, Иерусалим и Ашкелон - по 30 и т.д. По округам олим распределились так: Южный - 22% (из общего числа израильских евреев там живут 15%), Центральный - 22 (26), Хайфский - 17 (12), Тель-Авивский - 16 (22), Северный - 13 (10), Иерусалимский - 5 (11), Иудея, Самария и сектор Газы - 2 (4).

Ввиду небольшого количества детей средний возраст репатриантов выше, чем коренных израильтян. Доля лиц младше 20 лет среди олим составляет 26% (в “призыве” 2001 года - 27%, а среди всех израильских евреев - 35%); доля граждан в возрасте 20-39 лет - соответственно 29, 37 и 28; в возрасте 40-59 лет - 24, 20 и 22; старше 60 лет - 21, 16 и 15%.
Более 60% взрослых новых репатриантов из СССР/СНГ имеют высшее образование. В среднем для всего населения Израиля этот показатель составляет 40%. Уровень жизни репатриантов повышается пропорционально стажу пребывания в Израиле. Если в первые годы большой алии подавляющее большинство новоприбывших израильтян арендовали квартиры на рынке жилья, то к концу девяностых годов количество владельцев собственных квартир среди выходцев из СССР/СНГ сравнялось с аналогичным показателем для всего населения нашей страны.

Чем дольше человек находится в Израиле, тем выше вероятность его трудоустройства. К примеру, у приехавших в 1996 году безработица достигает 12,8%, а у репатриантов 1990 -1991 годов - 7,6%, что ниже сводного показателя в еврейском секторе населения - 7,9%.

18,7% работающих граждан Израиля - репатрианты из СССР/СНГ. 26% репатриантов работали по профессиям, предполагающим наличие высшего образования, и/или занимались творческим трудом. 27% составляли квалифицированные рабочие, 19% - работники торговли и сферы услуг, 9,6% - служащие, а 16% процентов - неквалифицированные рабочие.

Репатрианты в целом активнее, чем другие категории населения, включаются в израильский рынок труда. По уровню безработицы олим практически сравнялись с “сабрами”. Безработица в среде репатриантов-мужчин выше, чем у женщин: 10,4 и 8,8% соответственно.
Алия существенно изменила профессиональную структуру населения Израиля. В 1989 году в стране насчитывалось 22 тысячи инженеров и архитекторов, 11 тысяч врачей и 33 тысячи медсестер и медбратьев. За последующий период из России и других экс-советских республик сюда приехали 90 (!) тысяч инженеров и архитекторов, 20 тысяч врачей и 20 тысяч представителей среднего медицинского персонала. Однако абсолютное большинство новоприбывших специалистов вынуждены были поменять профессию.

Среднемесячный доход семьи репатриантов из бывшего СССР составил в 1999 году 7200 шекелей - на 40% ниже, чем у семьи уроженцев страны или старожилов.
Среди олим, прибывших после 1992 года, собственную квартиру к 1999 году имели 33%, а среди приехавших в 1990-1992 гг. - 63%. Последняя цифра приближается к уровню “сабр” и старожилов - 75%.

Есть и другие показатели, свидетельствующие о все еще существующем отставании уровня жизни репатриантов от коренных израильтян. Только по количеству абонентов кабельного телевидения мы опережаем уроженцев Израиля: 86 и 68% соответственно. Видеомагнитофоны в 1999 году имели 65% олим и 69% “сабр” и “ватиков”; сотовые телефоны - 37 и 58%; автомобили - 37 и 61%; кондиционеры - 30 и 57%; посудомоечные машины - 5 и 36%; компьютеры - 35 и 46%; выход в Интернет - 7 и 15%. Однако эти разрывы сокращаются с каждым годом.

 

Шломо Громан
“Вести”, сентябрь 2001 - май 2002 гг.
(shlomo-groman.narod.ru/)

Hosted by uCoz